Запрос на получение аналитики

Пожалуйста, корректно заполните поля, чтобы получить полную версию статьи

* Обязательные для заполнения поля.

Рынок пищевого картона

Объем российского рынка пищевого картона в 2022 г. увеличился на 13% по сравнению с 2019 г.

Смежные рынки: рынок жиро- и водостойких бумаг, рынок гофротары, рынок силиконизированной бумаги

Картон - бумажнаая продукция, которая имеет большую по сравнению с бумагой массу 1м2 (более 200 г), толщину (как правило, 300 мкм) и жесткость.

Для производства картона, используемого в качестве упаковки продукции пищевой промышленности, используют древесную массу (беленую, бурую, химическую), целлюлозу, полуцеллюлозу, макулатуру и БХТММ.

Важно отметить, что целый ряд предприятий целлюлозно-бумажной промышленности старается найти решения для выпуска своей продукции с использованием в композиции БХТММ/ХТММ и заменить ею часть волокна лиственной целлюлозы. Это вполне объяснимо, учитывая, что с точки зрения экономики БХТММ/ХТММ обладают привлекательной ценой и выгодны ввиду снижения затрат на логистику. В некоторых случаях использование этого сырья позволяет оптимизировать затраты на сырье в производстве бумаги или картона.

Пищевой картон, который используется для создания упаковки пищевых продуктов, отличается своими характеристиками в зависимости от содержимого упаковки. Выбор упаковочного материала зависит от ряда факторов: состояния соответствующего пищевого продукта (сухой, влажный, жирный), требуемых барьерных свойств и наличия прямого или непрямого контакта между пищевым продуктом и картонной коробкой.

Объем и структура рынка

В 2022 году объем российского рынка пищевого картона снизился на ░░% по сравнению с 2021 годом и составил ░░ млрд рублей. Снижение было вызвано сокращением импорта и уходом европейских компаний из-за введенных санкций, а также недостаточным объемом производства российских производителей. Данная тенденция свидетельствует о существующем потенциале развития данного сектора рынка картона и активизации процесса импортозамещения в отрасли.

Объем российского производства в 2022 году увеличился на ░░% и составил порядка ░░ млрд рублей. Это говорит о том, что отечественные предприятия стали активно развивать новое направление производства пищевого картона. Активизация российского производства связана с освобождением ниши, которую занимали зарубежные производители, и, соответственно, политикой импортозамещения для покрытия возникшего дефицита продукции.

Уход с рынка РФ европейских поставщиков вызвал дефицит картона – импорт в 2022 году сократился на ░░% до ░░ млрд рублей.

Среднегодовой темп прироста за период 2019-2022 гг. составил ░░% в стоимостном выражении. В целом внутренний спрос на исследуемую продукцию удовлетворялся за счет импортных поставок в среднем на ░░% в стоимостном выражении. В то же время наряду с дефицитом картона сохраняется его экспорт: в связи с изменением валютного курса производителям выгодно продавать продукцию за рубеж.

Структура рынка пищевого картона

Производство

Наибольший объем рынка пищевого картона в 2022 году – суммарно ░░% – заняли Добрушская бумажная фабрика «Герой труда» (22%), ░░░░░░ (░░%), ░░░░░░ (░░%) и ░░░░░░ (░░%).  Доля зарубежных производителей в 2022 году в общем объеме рынка составила ░░%.

Стоит отметить, что в 2023 году отмечается тенденция увеличения важности Китая как игрока: объем поставок картона возрос на ░░%.

Ниже представлена структура рынка пищевого картона в 2022 году в разрезе производителей

Структура рынка пищевого картона по производителям

Импорт и экспорт на рынке пищевого картона

Российский рынок пищевого картона в 2022 году характеризовался преобладанием импортной продукции – ее доля в стоимостном выражении. Российским предприятиям удалось импортозаместить в 2022 году рассматриваемую продукцию и увеличить свою долю в общем объеме рынка на ░░%. Например, если до 2022 года картон для одноразовых стаканчиков был полностью импортный, то в мае 2022 года предприятие «Сыктывкарский ЛПК» запустили производство единственного пищевого картона в России, который можно использовать для данного сегмента потребления.

Динамика импорта и экспорта пищевого картона

В 2022 году Евросоюз представил пятый пакет антироссийских санкций: решение ЕС предполагало запрет на экспорт и импорт бумаги, картона и целлюлозы.

Доля импорта за исследуемый период сократилась на ░░% и в 2023 году продолжила снижаться из-за ухода ведущих европейских поставщиков. 

Согласно оценкам экспертов, в настоящее время многие потребители пищевого картона заменяют продукцию европейских производителей на картон китайских производителей (картоны марки High bulk GC1). Так, в 2023 г. Китай увеличил поставки картонной продукции в Россию на ░░%.

Экспортные поставки в общем объеме российского производства составили ░░% в стоимостном выражении в 2022 году.

Потребление

На текущий момент и за исследуемый период основными потребителями пищевого картона являются компании, изготавливающие упаковки и одноразовую посуду для продуктов питания.

Структура рынка пищевого картона по потребителям

Основной объем продаж на рынке одноразовой посуды и упаковки для HoReCa приходится на бумажные стаканы для горячих напитков и крышки к ним, контейнеры различных форм и размеров и ланч-боксы – словом, на решения, необходимые для доставки и услуги навынос.

Инвестиционные проекты

По данным Цифровой платформы Инвестиционные проекты России, в России по состоянию на март 2024 года в подотрасли «Целлюлоза, бумага и картон» на активной стадии реализуются ░░ проектов на сумму ░░ млрд рублей (не включая проекты, находящиеся на стадиях "Приостановлен", "Отменен", "Введен в эксплуатацию").

Количество проектов в активной стадии реализации в отрасли  “Целлюлоза, бумага и картон”

Крупнейшими инвесторами в проекты на активной стадии (не включая проекты, находящиеся на стадиях "Приостановлен", "Отменен", "Введен в эксплуатацию") являются: СЕГЕЖА (АФК СИСТЕМА) (░░% в суммарном объеме инвестиций), ░░░░░░ (░░%) и ░░░░░░ (░░%).

Крупнейшие инвесторы в отрасли “Целлюлоза, бумага и картон”, 2024-2029 гг

За период 2000 – 2024, в отрасли «Целлюлоза бумага и картон», в эксплуатацию было введено ░░ проекта на сумму ░░ млрд рублей.

Крупнейшие инвесторы в отрасли “Целлюлоза, бумага и картон”, 2000-2024 гг, введенные в эксплуатацию

Представим ряд проектов, реализуемых в сфере производства целлюлозы, бумаги и картона.

Инвестиционные проекты в сфере производства целлюлозы, бумаги и картона

Описание проекта

Инициатор

Местоположение

Объем инвестиций

Стадия проекта

Срок реализации

Строительство ЦБК (3-й этап биотехнологического комплекса по глубокой переработке древесины)

РОКВЕЛЛ КАПИТАЛ Красноярский край  ░░ млрд руб. Предпроектные проработки 2026-2029

Строительство целлюлозно-бумажного комбината

СЕГЕЖА Красноярский край  ░░ млрд руб. Проектирование 2025-2028

Модернизация лесопромышленного комплекса

ООО "КАРЕЛИЯ ПАЛП ХОЛДИНГ" Карелия  ░░ млрд руб. Модернизация 2024-2025

Экологическая модернизация целлюлозно-бумажного комбината

АО "ГРУППА "ИЛИМ" Иркутская область  ░░ млрд руб. Модернизация 2024-2025
Модернизация целлюлозно-бумажного комбината НПАО "СВЕТОГОРСКИЙ ЦБК" Ленинградская область  ░░ млрд руб. Модернизация 2024-2025

Источник: Цифровая платформа «Инвестиционные проекты России» по состоянию на апрель 2024

Тенденции и перспективы рынка

Новая парадигма для отечественного производителя – уникальная возможность расширить ассортимент, создавать новые продукты и занять новые позиции. Сейчас компании пытаются занять те ниши, которые опустели с уходом иностранных партнеров.

Рынок является перспективным для вхождения нового игрока, однако развитие производства пищевого картона требует крупного размера инвестиций. Также существует риск, что уже существующие на рынке пищевого картона опытные игроки увеличат свою рыночную долю. Более того, присутствует риск со стороны производителей картонной продукции, выражающийся в их расширении своего ассортимента и начале производства пищевого картона.

Основные перспективы развития рынка связаны с:

  • Развитием отрасли e-commerce, в частности сервисов доставки готовой еды.
  • Так как долгое время на рынке преобладала импортная продукция, у существующих конкурентов не так много опыта в сегменте пищевого картона, что является благоприятным фактором для появления новых действующих лиц на рынке.
  • Само сырье (картон) по затратам не дороже полимера для изготовления посуды, но многоступенчатый производственный процесс делает посуду из картона более дорогой.
  • Все больше социально ответственных компаний принимают решение о переходе на более экологичные виды сырья, производственные процессы и вспомогательные материалы. В этой связи было отмечено, что в последние годы в России наблюдается устойчивый рост относительно нового сегмента – производство одноразовой посуды из биоразлагаемых материалов, в первую очередь из картона, из-за их экологичности и легкости в утилизации.
  • По планам правительства РФ, с 2025 года в России начнут постепенно отказываться от изделий из пластика, который трудно или невозможно переработать.

 

 

Читайте нас в Telegram